С чего начать приватизацию квартиры – порядок действий и список документов
После того, как был продлен срок бесплатной приватизации жилья, многие владельцы недвижимости начали задумываться о том, чтобы перевести квартиры, принадлежащие им по договору социального найма, в частную собственность. Однако большинству граждан процесс приватизации представляется громоздкой и длительной процедурой. На деле же достаточно соблюсти все существующие правила – и за короткий срок квартира станет вашей собственностью.
Предварительные мероприятия
Прежде чем приступить к сбору документов, необходимо получить согласие все граждан, проживающих в квартире, подлежащей приватизации. При этом:
- Каждый прописанный в квартире взрослый пишет от своего имени заявление на приватизацию или же письменный отказ от нее.
- Аналогичные бумаги готовят и лица в возрасте 14-18 лет, однако на их документах также ставят подпись и их опекуны.
- Заявители должны подтвердить, что они участвуют в процессе приватизации впервые, хотя у несовершеннолетних граждан имеется право повторного участия в приватизации.
Приватизируемую квартиру можно перевести в частную собственность одного лица, а также в долевую или совместную собственность. На долю в жилище могут претендовать и несовершеннолетние граждане. При этом их согласие на участие в приватизации получают через региональные органы опеки.
Если прописанные в квартире лица отказываются принимать участие в переводе квартиры в частную собственность, то этот процесс может быть осуществлен без их согласия, однако сделки с таким жильем в дальнейшем проводить будет крайне затруднительно.
Все заявления и письменные отказы проходят нотариальное заверение. При этом не подлежат приватизации такие виды жилья как:
- Ветхие и аварийные квартиры;
- Служебные квартиры, которые первоначально потребуется перевести в статус муниципального жилья (если это представляется возможным) и лишь затем приватизировать.
Для того чтобы вопросами представления документов и подписания договора приватизации занимался один человек, следует составить доверенность на одного из владельцев квартиры и заверить её в нотариальной конторе.
Сбор документов
Самым затратным с точки зрения времени этапом приватизации выступает именно подготовка всех необходимых бумаг на квартиру, поэтому начать её лучше заранее. Процесс этот лучше организовать следующим образом:
- В БТИ запросить поэтажный план дома и его экспликацию;
- Если в квартире проводились перепланировки, то удостовериться, что все они должным образом узаконены;
- Через Кадастровую палату оформить или обновить кадастровый и технический паспорта на приватизируемую недвижимость;
- Подготовить договор социального найма, который в случае отсутствия можно получить в местной администрации;
- Ордер на квартиру выдается в ЖЭУ или оформляется через местный архив;
- Выписной лист из домовой книги и справка о том, что прописанные в квартире лица ранее не участвовали в приватизации, запрашиваются в местной администрации.
В качестве дополнительных документов предоставляются паспорта и свидетельства о рождении участников, а также свидетельства о смерти лиц, которые ранее были зарегистрированы в квартире.
Потребуется также выписка с лицевого счета, которая оформляется в ЖЭУ. Однако следует помнить, что она действительна только на протяжении 1 месяца.
Договор о приватизации
После того как все документы собраны, в местном жилищном отделе составляется договор приватизации, который приобщается к общему пакету бумаг. Период рассмотрения заявки составляет два месяца. После этого на руки заявителям передается:
- Договор о приватизации;
- Отказ в его заключении.
Во втором случае владельцы недвижимости могут оспорить такое решение в суде.
После получения договора о приватизации собственникам квартиры потребуется отправиться с ним в Росреестр и пройти процедуру регистрации права собственности. С этого момента они получают полноценное право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, начать процесс приватизации муниципального жилья следует с получения согласия всех проживающих в нем лиц и сбора необходимых документов. Примечательно, что именно этот этап и является самым длительным и трудоемким. Однако преодолеть его самостоятельно под силу любому гражданину без привлечения профессиональных юристов.