Как закрыть ООО самостоятельно: пошаговая инструкция, рекомендации и необходимые документы
Ваш бизнес из когда-то успешного дела превратился в убыточный? Или накопленные долги и обязательства перед государством стали тяжелым балластом? Необходимо действовать и как можно быстрее. Мы готовы помочь вам практическими советами и в деталях рассказать, как самостоятельно закрыть ООО с наименьшими потерями. Процесс это сложный, но если знать все тонкости и запастись терпением – вы избавитесь от предприятия и сможете избежать негативных последствий.
Правильный подход
Уважаемые господа, прежде чем приступить к процедуре ликвидации, необходимо очень тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию. И только после сбора актуальной и информации выбирать способ закрытия предприятия. Существует 2 варианта исполнения ликвидации: официальный и альтернативный. Отметим, что официальная ликвидация всегда лучше. Ее виды:
- Принудительное закрытие ООО – причины такого действия ничем не отличаются от добровольного закрытия. Важный нюанс: не вы принимаете «нужное» решение, а вас к нему принуждают. Как только налоговая поймет, что вы для нее «потеряны», то есть не платите налоги, не сдаете отчетности – вам выставят предписание с требованием закрыть организацию. Не стоит допускать такого сценария, ведь от вас потребуют принудительно погасить все кредиторские обязательства и налоговые платежи в полном объеме! Но и это не самое страшное: если нет средств, готовьтесь к тому, что вас вынудят расплачиваться собственным имуществом.
- Добровольное закрытие – самый лучший вариант из всех предложенных законом. И вот почему: вы сможете законно избежать субсидиарной ответственности. То есть даже при наличии долгов и возникших сложностей с ликвидацией вас не заставят расплачиваться своим нажитым имуществом. У вас будет возможность пройти всю процедуру поэтапно и решать проблемы по мере их поступления. Времени процедура займет немало (от 1 до 6 месяцев), но зато вы сможете спать спокойно после того, как вас исключат из ЕГРЮЛ.
- Банкротство – отличный вариант для предприятий, которые имеют серьезные долги. Не стоит бояться такой процедуры — иногда именно она спасает человека от полного разорения. В процессе процедуры с вас успешно спишут долги (если у вас действительно нет средств) и вы с чистой совестью сможете открыть другое предприятие.
Альтернатива есть!
Если вам не подходит ни один из официальных видов закрытия ООО, можно пойти другим путем. Альтернативная ликвидация станет отличным выходом если:
- Вам необходимо оперативно избавиться от предприятия, но времени на официальную процедуру уже нет.
- Накопились большие долги по налоговым обязательствам (штрафы, пени) или у вас нет возможности рассчитаться с кредиторами вовремя.
В такой ситуации можно прибегнуть к таким мерам:
- Ликвидировать ООО путем продажи.
- Реорганизовать предприятие: произвести слияние или «попасть» под поглощение.
- Сменить генерального директора и учредителя компании.
Но и здесь есть свои нюансы: даже если «грамотные» юристы заверят вас, что после альтернативного закрытия вы освобождаетесь, как директор или учредитель от всей ответственности за деятельность вашей компании – ищите другого правозащитника. В случае необходимости органы МВД и ФНС призовут вас к ответу очень оперативно, несмотря на то что права собственности на ООО уже давно перерегистрированы на другое лицо.
С чего начать?
Очень важно правильно подготовиться к процессу ликвидации ООО. Начните с подсчета всех имеющихся задолженностей: налоги, долги перед фондами, кредиторские и дебиторские обязательства. Максимально документируйте все цифры: справки, выписки, квитанции, требования – это позволит вам чувствовать себя уверенным перед налоговой при проверке. К тому же стоит тщательно поинтересоваться, какова ставка пени, штрафов и т.д. Так вы сможете оперировать реальными суммами и не поддаваться на провокации проверяющих органов, которые грозят вам полным разорением.
Приступаем к процессу – первый этап
Подготавливаем первичный пакет документов. Для этого созывайте собрание всех участников, все результаты обсуждений и договоренностей зафиксируйте в письменной форме: решение о ликвидации ООО, где укажите причину и методику осуществления процесса. Необходимо определиться, кто станет ликвидатором, и выбрать ликвидационную комиссию. Помимо этого придется составить такие бумаги:
- Форма 15001 (образец) – сообщение о принятии решения о ликвидации, заверяет нотариус.
- Ф-С09-4 (образец) – официальная форма о начале процесса ликвидации.
- Ф-15002 (образец) – документ о назначении комиссии, которая будет заниматься ликвидацией.
Второй этап
Следующим шагом станет поход в налоговую и во внебюджетные фонды. Внимательно отнеситесь к срокам – в течение 3 дней сдайте уведомления в налоговую по форме Ф-15001 и 15002. Свидетельство о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации вы получите через 3 дня. Ф-С09-4 подаем в налоговую по месту регистрации (куда сдавали отчеты). Обязательно берите вторые экземпляры документов, интересуйтесь, как продвигается дело.
Для ФСС и ПФР готовится заявление (образец в этих организациях) – вам дан 3-дневный срок.
Третий этап
Как только получите из налоговой свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ – вы обязаны опубликовать сведения о ликвидации в СМИ. Газета «Вестник государственной регистрации» напечатает ваше объявление только после того, как получит подтверждение (свидетельство). Подготовьте:
- Заявка на публикацию.
- Сопроводительное письмо.
- Свидетельство.
- Квитанцию об оплате услуг печати.
Отнеситесь к этому этапу серьезно – несоблюдение требования будет расценено, как нарушение процедуры и вы начнете все сначала!
Четвертый этап
На этом этапе ликвидационная комиссия обязана сообщить всем кредиторам о начале ликвидации предприятия в письменной форме. Также начинается процесс возвращения дебиторской задолженности. Важный нюанс: постарайтесь договориться с дебиторами всеми возможными способами, хоть они и постараются потянуть время. Это важный момент – у вас будет меньше проблем с налоговой при проверке.
Помните, что ваши кредиторы будут иметь срок в 2 месяца на предоставление пакета документов, которые подтвердят ваши долги.
Этап пятый
Очень важно правильно подготовиться к выездной плановой проверке налоговых органов. Хотя есть маленький шанс, что они и не устроят ревизии. Лучший выход на этом этапе – присутствие юриста при процедуре и выполнение следующих требований:
- Проведите сверку расчетов с местным бюджетом, подготовьте акты, заключения.
- Подготовьте декларации за весь период деятельности.
- Постарайтесь максимально погасить задолженности, иначе вам не позволят закрыть предприятие. На практике необходимо хотя бы начать выплачивать долги – показываем что процесс «идет».
- Урегулируйте все нюансы с фондами: акты сверок, погашение долгов.
Этап шестой
Промежуточный ликвидационный баланс – необходимо составить этот документ, который отразит реальное состояние ваших активов на момент закрытия ООО. Ни в коем случае не указывайте недостоверную информацию – рискуете получить дополнительные штрафы! Укажите все обязательства: кредиторские и дебиторские. Баланс утверждается на общем собрании учредителей и обязательно подлежит заверению нотариуса (уведомление составляется по Ф 15003 -образец).
Далее подаем документы в регистрирующий орган (где вы открывали свое ООО):
- Баланс промежуточный.
- Заявление Ф-15003.
- Решение об утверждении и промежуточного баланса.
- Копия публикации в СМИ.
Через 3 дня забираем свидетельство об уведомлении.
Как только вы удовлетворите все претензии кредиторов, можно подготавливать ликвидационный баланс предприятия и собирать итоговый пакет документов. Необходимо уплатить госпошлину.
Налоговая потребует от вас представить:
- Баланс ликвидационный.
- Решение об утверждении баланса.
- Справка из ПФР (или запросят сами).
- Ф16001 (образец) – это заявление о регистрации юридического лица (в связи с ликвидацией предприятия).
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Документы, подтверждающие осведомленность ваших кредиторов о начале ликвидации ООО.
При подаче документов в налоговую обязательно составьте опись оригиналов и оставьте себе 1 экземпляр.
Не забудьте о том, что вам необходимо закрыть все расчетные счета, числящиеся за ООО, уничтожить печать.
Уже через пять дней (если у вас не найдут каких-нибудь ошибок) вы получите документ об успешном завершении процесса ликвидации и только после этого ваше предприятие считается закрытым.
Финансовая сторона вопроса
Ликвидация ООО процесс не только трудоемкий и долгий, но и весьма затратный. Но мы поможем вам немного сориентироваться, к чему подготовиться:
- Подсчитать долги, которые необходимо выплатить: кредиторам, бюджету, фондам.
- Стоимость различных услуг.
- Балансовая стоимость активов.
- Определиться со способом ликвидации – каждый процесс имеет свою стоимость.
Мы представим таблицу, которая даст представление о будущих расходах:
Способ закрытия | Предполагаемый период | Примерные цены на услуги | За что платим? |
Добровольная ликвидация | 4-6 месяцев | от 30 до 800 тыс. р | Госпошлина, налоговая ревизия, сбор документов, услуги нотариуса, накладные расходы. |
Реорганизация (поглощение или слияние) | 2-5 месяцев | от 40 до 70 тыс. р | Подготовка пакета документов, услуги нотариуса, госпошлина, услуги курьера, непредвиденные траты. |
Банкротство | от 6 месяцев до 1,5 лет | Невозможно точно определить | Оформление документов, постоянные поездки в банк, налоговую, урегулирование вопросов с кредиторами, нотариус, госпошлины, накладные расходы. |
Изменение состава учредителей, новый гендиректор | от 1 до 1,5 месяца | от 20 до 80 тыс. р | Подготовка документов, госпошлина, непредвиденные расходы. |
Смена гендиректора | от 2 недель | от 10 до 50 тыс. р | Сбор документов, нотариус, госпошлина. |
Уважаемые господа, ликвидировать ООО самостоятельно возможно – потребуется много времени и усилий, но как результат, вы избавитесь от предприятия и сможете заняться другой деятельностью!