Не всегда взаимоотношения клиента с его страховой компанией складываются удачно. В частности, если автолюбитель попал в аварию и требует от страховщика выплат по ОСАГО, для последнего это невыгодно. Именно поэтому страховая фирма всячески будет стараться сократить размер выплат и оттянуть время выдачи денег клиенту. Однако идти на поводу у страховой фирмы и ждать, когда же она выдаст положенную сумму не стоит. Лучше сразу прибегнуть к составлению досудебной претензии.
В каких случаях составляется досудебная претензия?
Если клиент страховой компании не согласен с её решением по ОСАГО, он имеет полное право направить ей письменную претензию. Осуществляется это ещё до передачи дела в суд, и в 60% случаев вопрос успешно разрешается на данной стадии. В целом можно выделить следующие основные случаи составления претензии к страховщику:
- Компания полностью отказывается платить страховую компенсацию;
- Платеж по страховке существенно занижен и не покрывает всех затрат страхователя по устранению последствий несчастного случая;
- Клиент никак не может получить выплаты, поскольку страховщик их сознательно затягивает.
Таким образом, можно говорить о существовании трех видов претензий: о невыплате, о затягивании сроков, о занижении платежей.
Письменная претензия показывает страховой фирме, что её клиент пытается разрешить спор мирным путем без обращения в судебные инстанции. Поэтому грамотно составленный документ даст результаты: положенные платежи по ОСАГО все же будут осуществлены в надлежащем порядке.
Следует также отметить, что по закону страхователь сначала должен составить претензию, и лишь после того, как она не будет удовлетворена – обращаться в суд.
Как правильно составить?
Бланк для составления претензии к страховой компании можно получить в ней самой. Однако можно подготовить бумагу с нуля самостоятельно – она все равно будет иметь законную силу. Главное соблюсти все обязательные пункты:
- Ф.И.О. руководителя страховой компании, которые прописываются в правом верхнем углу в дательном падеже;
- Ф.И.О заявителя с указанием контактных данных в родительном падеже;
- Детальное описание возникшего страхового случая, а также действий страховщика, которые не удовлетворили клиента;
- Суть претензии со ссылками на законодательство;
- Крайний срок выполнения требований, по истечении которого заявитель обязуется передать дело в суд.
Стоит отметить, что стандартный период рассмотрения досудебной претензии составляет 10 дней. На него и стоит ориентироваться при указании крайнего срока вынесения решения.
Безусловно, при описании сути указание соответствующих статей законов не является обязательным условием. Однако именно подкрепленные такими ссылками претензии чаще заканчиваются разрешением в пользу страхователя. Поэтому к составлению документа можно привлечь юриста.
Самостоятельно необходимые положения можно поискать в ФЗ о защите прав потребителей, Правилах ОСАГО и непосредственно в самом договоре страхования.
При оформлении претензии по ОСАГО важно помнить следующие основные моменты:
- В документе прописывается дата его составления, поскольку именно с неё начнут отсчитываться положенные 10 дней;
- К бумаге необходимо приложить копии документов на автомобиль и полиса ОСАГО;
- В качестве приложения к документу выступает также отчет независимого эксперта по факту осмотра автомобиля после ДТП.
Для составления последнего документа привлекаются независимые эксперты, которые оценивают реальный размер ущерба и устанавливают сумму выплаты. Если имело место затягивание сроков выплаты, то можно рассчитать проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами.
Если ремонт автомобиля уже был проведен, то к досудебной претензии прилагается чек об оплате услуг СТО.
Отправлять документ в страховую компанию лучше заказным письмом или лично отнести в офис страховщика, взяв при этом расписку в получении от принявшего послание сотрудника.
Образец
Директору
страховой компании «Доверие»
Петрову П.П.
от Прохорова Василия Леонидовича
г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 74/1
Телефон: (812) 715-11-24
ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ №___
Я, Петров Василий Леонидович, зарегистрированный и проживающий по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 74/1, паспорт № 234567, выдан ГУВД от 18.08.2013 года, заявляю о необходимости пересмотра дела №__ в порядке досудебного разбирательства.
По существу дела считаю нужным сообщить:
- 18 декабря 2014 года я попал в ДТП, по результатам которого застрахованному автомобилю был нанесен ущерб.
- 21 декабря 2014 года мною было оформлено в установленном порядке заявление с приложением всех необходимых бумаг, которое было передано в страховую компанию «Доверие» для признания случившегося инцидента страховым случаем;
- Указанная страховая компания признала, что страховой случай имел место, и произвела на основе проведенной экспертизы выплаты в размере 35 400 рублей.
Суть претензии состоит в следующем:
- По оценкам приглашенного мною независимого эксперта стоимость ущерба, нанесенного автомобиля составил 63 800 рублей, что подтверждает приложенный акт проведения экспертизы;
- Ввиду несоответствия реального размера ущерба произведенной выплаты, прошу пересмотреть решение и сообщить мне результат до 5 февраля 2015 года.
В случае отказа в рассмотрении или принятия неудовлетворяющего решения, я вынужден буду передать дело на рассмотрение в суд. При этом все судебные издержки будут приобщены к сумме иска.
25.02.2015 ______________ Личная подпись заявителя
Таким образом, составление претензии по ОСАГО – мероприятие достаточно простое и осуществить его можно самостоятельно без привлечения профессиональных юристов. Главным фактором достижения успеха здесь является подготовка заключения независимых экспертов или предоставление чека о затратах понесенных на ремонт автомобиля, а также ссылки на законодательство о защите прав потребителей, в случае, если сроки выплат затягиваются.