Куда и как пожаловаться на судебных приставов за бездействие — инстанции и порядок обращения
После того, как судом было принято решение о взыскании денежных средств в пользу гражданина, к работе приступают судебные приставы. Именно они обладают правом на изъятие материальных ценностей в счет погашения долга. Однако иногда, даже несмотря на наличие решения суда, приставы не торопятся выполнять свои обязанности – время идет, а средства на счет заинтересованного лица не поступают.
Жаловаться на бездействие судебных приставов не только можно, но и нужно, причем законодатель предоставляет гражданам право на обращение в целый ряд структур, каждая из которых обладает полномочиями, позволяющими оказывать воздействие на работу службы судебных приставов.
Куда стоит обратиться, чтобы решить вопрос максимально эффективно, и какие документы потребуется собрать для подготовки такой жалобы?
[la_box title=»В чем заключается бездействие пристава?» box_color=»#6699cc»]Под бездействием пристава понимается невыполнение им своих должностных обязанностей. Так, в том случае, если по решению суда пристав должен был инициировать исполнительное производство в течение трех дней с момента его вынесения, но по каким-либо причинам этого не сделал, по истечению указанного срока бездействие пристава станет противоправным.[/la_box]
Как заставить пристава работать?
Для того чтобы отстоять свои законные права и интересы, возникшие на основании решения суда, необходимо подготовить письменную жалобу на бездействие пристава и передать ее в одну из нижеперечисленных инстанций:
Старшему судебному приставу
Работу рядовых судебных приставов контролирует лицо, занимающее должность старшего судебного пристава районного отдела ССП. Срок рассмотрения заявления, поданного в эту инстанцию, составляет 30 суток с момента его подачи. Такая жалоба должна содержать требование о выполнении приставом своих обязанностей в рамках конкретного исполнительного производства.
Кроме того, можно подать жалобу в региональное управление ССП – несмотря на то, что она все равно будет переадресована в районный отдел, эффективность такого обращения будет гораздо выше. В том случае, если и это не поможет, стоит отправить жалобу Главному судебному приставу России, или воспользоваться сервисом «Интернет-приемная», найти который можно на официальном сайте службы судебных приставов, перейдя по ссылке http://fssprus.ru/form/.
По итогам рассмотрения жалобы заявитель получит ответное письмо, в котором будут указаны сведения о результатах проведенной проверки, приведен перечень действий, которые были выполнены приставом в рамках его полномочий, а также информация о дальнейшем развитии исполнительного производства.
В прокуратуру
Такое заявление должно содержать требование о проведении прокурорской проверки по факту неисполнения приставом своих прямых обязанностей, а также просьбу о восстановлении нарушенных прав заявителя. Законодатель устанавливает 30-дневный срок на рассмотрение обращений, переданных в данный надзорный орган. Прокурор обладает широким кругом полномочий, направленных на проверку соблюдения законности и правопорядка, в том числе и на оценку действий пристава. Практика показывает, что в 90% случаев обращение в прокуратуру приводит к удовлетворению требований, изложенных в заявлении.
В суд
Обжаловать бездействие пристава можно и в судебном порядке – для этого стоит составить исковое заявление с просьбой о признании бездействия служащего, обязанного инициировать исполнительное производство, незаконным. Суд рассматривает такие заявления в довольно короткий срок – не более 10 дней с момента обращения.
При подготовке искового заявления стоит воспользоваться помощью квалифицированного юриста – в том случае, если суд встанет на сторону истца (а именно такой исход и является наиболее вероятным), стоимость его услуг будет взыскана с районного отдела ССП, в котором трудится нерадивый пристав-исполнитель.
Узнать о наличии исполнительного производства в ССП в отношении любого гражданина можно здесь.
Как составить жалобу?
Залогом успеха обращения в надзорный орган является правильно составленное заявление, в котором необходимо указать следующую информацию:
- наименование органа, в который подается жалоба;
- Ф.И.О. заявителя и его контактные данные;
- данные пристава, бездействие которого привело к неисполнению существующего судебного решения;
- номер судебного производства, по итогам которого было решение в пользу заявителя, а также его краткая суть;
- описание сложившейся ситуации, которую можно квалифицировать как бездействие пристава;
- перечисление нарушенных приставом прав и законных интересов заявителя;
- просьба о рассмотрении жалобы и принятии решения о признании бездействия пристава нарушающим действующее законодательство;
- дата подачи заявления и подпись заявителя.
В том случае, если заявитель имеет какие-либо доказательства факта бездействия пристава, их стоит приложить к заявлению – в этом случае шансы на положительный исход дела многократно увеличатся.
Жалоба должна быть подана в течение 10 дней с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав службой судебных приставов.
Если права гражданина были нарушены вследствие бездействия судебного пристава-исполнителя, их можно восстановить, обратившись в любой надзорный орган, компетенция которого позволяет проводить соответствующие проверки и, по их результату, оказывать воздействие на исполнительную структуру. Так, жалобу на ненадлежащее исполнение обязанностей пристава можно подать в вышестоящее подразделение ССП, в прокуратуру или в суд. Более того, гражданин может обратиться с заявлением о восстановлении своих прав одновременно во все вышеперечисленные инстанции.