Куда обратиться с жалобой на работодателя – список инстанций и правила оставления жалобы

Неправомерные действия в отношении работника дают ему право пожаловаться на своего работодателя. Несмотря на то, что большинство компаний сейчас находится в частном управлении, эта возможность по-прежнему сохраняется за всеми работающими гражданами. Поэтому сомневаться не стоит – если работодатель как-то ущемил права, нарушив трудовое законодательство, работнику необходимо незамедлительно обратиться за помощью.

Суть трудовых отношений

Согласно Трудовому кодексу, с любым работником должен заключаться специальный трудовой договор. Без него функционировать в правовом поле работодатели не могут. Ведь такой договор – это основание для предоставления различных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Основанием для подачи жалобы на работодателя служат следующие обстоятельства:

  • отказ в оформлении договора вопреки Трудовому кодексу;
  • невыполнение взятых обязательств со стороны руководителей предприятия или компании, даже если сотрудник по факту уже приступил к исполнению своих рабочих функций и с ним был заключён договор.

Под грубыми нарушениями ТК подразумевается отказ в оформлении отпускного периода, задержка или невыплата заработной платы, незаконное увольнение с работы, нежелание принимать больничный лист и оплачивать его, и так далее.

В зависимости от допущенного нарушения и его тяжести руководство может понести разные виды ответственности: гражданско-правовую, административную, а в особо тяжёлых случаях даже уголовную.

Чем раньше сотрудник обратится с жалобой, тем быстрее будут восстановлены его права, попранные нерадивыми работодателями. Обжалование можно провести самостоятельно либо через представителя, имеющего соответствующую нотариальную доверенность.

Жалоба – это документ, позволяющий провести тщательную проверку предприятия или компании представителями уполномоченных органов. Следствие такой проверки – применение санкций и восстановление работника на своём рабочем месте, если речь шла об увольнении.

Куда следует обратиться

Выбор уполномоченного органа для обращения зависит от конкретной ситуации. Руководители не всегда находятся в курсе всех конфликтных ситуаций, сложившихся на предприятии или в организации. Велика вероятность того, что работодатель не знает, что были нарушены права одного из сотрудников.

См. также:  Административная и уголовная ответственность работодателя при нарушении норм охраны труда

Поэтому на первом этапе не нужно бегать по инстанциям. Достаточно письменно пожаловаться непосредственному руководителю или главе компании (директору предприятия, организации). Этот документ пишется в свободной форме на имя руководителя – никаких требований по содержанию или изложению в данном случае законодательством не предусмотрено.

Подаётся готовая бумага одним из трёх способов:

  • лично, так сказать при аудиенции;
  • через канцелярию – оформляется сразу два экземпляра (один из них остаётся у секретаря или в канцелярии, а второй с датой приёма и подписью ответственного лица возвращается сотруднику);
  • заказным письмом – этот способ хорош при полученном отказе в приёме бумаги (квитанция об отправке будет доказательством в суде).

Если обращение так и осталось без внимания и ответа, работник должен обратиться в инспекцию труда. Этот государственный орган наблюдает за точным соблюдением положений трудового законодательства как работниками, так и работодателями. Представитель инспекции может дать необходимую консультацию, помочь в разрешении конфликта, провести расследование и назначить наказание виновным. При необходимости этот специалист поможет и в сборе документов для обращения в судебные инстанции.

Основанием для такой помощи работникам служит их письменная жалоба, поданная в представительство инспекции. Одновременно с обращением в инспекцию граждане могут написать жалобу также и в прокуратуру. Это предусмотрено законодательством.

Как составляется документ

Оформление производится в свободной форме, но в шапке нужно указать полное наименование организации, компании или предприятия, и обратиться к руководителю. Также указывается фамилия, имя и отчество самого сотрудника, пишущего жалобу. Чтобы с ним можно было без проблем связаться, здесь же вписывается номер телефона.

В основной части кратко и внятно излагается суть проблемы. Если это обращение в инспекцию или прокуратуру, обязательно указывается, когда была написана жалоба руководителю. Был ли дан ответ, и какой именно. Также перечисляются все доказательства. Например, при отправке по почте указывается номер квитанции и дата отправки письма. Здесь же поимённо указывается список свидетелей, если они есть у обиженного сотрудника.

См. также:  Испытательный срок при приеме на работу - права и обязанности сторон, продолжительность и условия

Внизу ставится дата подачи документа и подпись с расшифровкой. Готовая бумага и будет основанием для административных или иных взысканий.

Следует отметить, что судебное расследование является обязательным, если речь идёт об имущественных или финансовых нарушениях. То же самое касается принуждения работников писать заявление об увольнении или подписывать трудовой договор. Судебные органы взыскивают с нерадивых работодателей понесённый ущерб и предписывают компенсировать моральный вред.

Составляя и подавая документ, следует руководствоваться логикой. Если речь идёт о незначительном нарушении, нет смысла обращаться в суд. Точно так же не стоит подавать эту бумагу в прокуратуру или трудовую инспекцию в обход руководства без веских на то оснований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический портал
Комментарии: 1
  1. валентина

    Как правило у подрядчиков и субподрядчиков много народа работает без оформления и договоров. есть ли проверяющие органы реагирующие на жалобы?

Добавить комментарий

Популярное