Трудовая книжка является важным документом, с помощью которого работник может предоставить сведения обо всех организациях, в которых он трудился, и о занимаемых им должностях, не обращаясь с запросами в официальные органы. Но нередко возникают ситуации, в которых трудовая книжка может быть утеряна. В зависимости от того, по чьей вине произошла утеря документа, различается порядок его восстановления.
Утеря трудовой книжки по вине работника
В том случае, если работник потерял свою трудовую книжку сам, на него возлагается обязанность по ее восстановлению. Для создания дубликата документа, содержащего все сведения о прежних местах работы гражданина, необходимо собрать информацию о трудовом стаже. Для этого потребуется послать официальные запросы во все организации, в которых когда-либо трудился работник. Такие сведения хранятся в архивах предприятий в течение продолжительного времени, поэтому восстановление информации не составит труда.
В том случае, если хранящийся на предприятии архив по каким-либо причинам был уничтожен (например, сгорел), или самой организации уже не существует, восстанавливать информацию придется с помощью государственных органов. Для этого можно обратиться в Пенсионный фонд РФ, в Государственный архив или в суд.
Наиболее простым способом восстановления сведений является обращение в Пенсионный фонд. Однако с помощью этого органа можно получить информацию о сравнительно небольшом периоде трудовой деятельности гражданина, т.к. обязательный персонифицированный учет всех трудящихся лиц введен сравнительно недавно. Запрос в ПФР можно подать лично или по почте. В течение десяти дней с момента обращения заявителю будет выдана справка с указанием мест его работы и продолжительности трудовой деятельности на каждом из них. Данная услуга предоставляется совершенно бесплатно.
Для получения более полной информации гражданин может обратиться в территориальное отделение Государственного архива. Эта процедура займет гораздо больше времени, чем формирование запроса в Пенсионный фонд, однако полученные сведения будут содержать гораздо больше информации о трудовой деятельности заявителя.
Восстановление сведений в судебном порядке позволит опираться не только на данные, полученные из государственных органов (стоит отметить, что все запросы в них суд сделает самостоятельно), но и на свидетельские показания, например, подтверждение лицами, являющимися бывшими коллегами истца, факта его работы в определенной организации.
Утеря трудовой книжки по вине работодателя
В том случае, если документ был утерян по его вине, работнику потребуется составить заявление о восстановлении трудовой книжки (выдаче дубликата) по причине ее утери. В течение 15 дней с момента получения такого заявления работодатель обязан выдать дубликат документа заявителю. В нем должны быть указаны сведения обо всех рабочих местах работника, на которых он трудился с момента оформления трудовой книжки. Однако обязанность по сбору документов, подтверждающих трудовую деятельность гражданина, и в этом случае ложится на владельца трудовой книжки.
Работодатель, потерявший трудовую книжку сотрудника по собственной халатности, а не вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (наводнений, пожаров и т.п.), может быть привлечен к административной ответственности, выражающейся в виде штрафа. Для индивидуальных предпринимателей размер такого штрафа варьируется от 1 000 до 5 000 рублей, а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Итак, утеря трудовой книжки по чьей бы то ни было вине, событие неприятное, но вовсе не трагичное. Владелец документа может восстановить все указанные в ней сведения независимо от существования всех компаний, в которых он работал на протяжении своей трудовой деятельности. Процедура составления запросов в государственные органы, ожидания документов, подтверждающих факт работы заявителя в конкретной организации и создания на их основании дубликата трудовой книжки займет немало времени и сил, но в конечном счете на руках у работника окажется документ, обладающий той же юридической силой, что и оригинал.